Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей
Проблема выбора необходимого метода работы всегда возникает перед педагогом. Ученики сегодня другие, да и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать ребенка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Это можно решить с использованием проектной и исследовательской деятельности.
Чаще всего при выполнении проекта или исследовательской работы возникают с постановкой цели и задач, определением проблемы и формулировкой гипотезы. Посмотрите здесь. См. статью Алины Астаховой «Как выиграть конкурс исследовательских работ?» в журнале » Потенциал» (химия, биология, медицина), № 5, 2013 г, с. 48-53 статья
Предлагаю также примеры заданий для выполнения проекта или исследования, которые можно провести как с классом, так и группой или индивидуально.
Проектные задания
5 класс
Диффузия, раствор
В программах по природоведению/введению в естественные науки часто встречаются практические работы по растворению поваренной соли в воде. Они обычно скучны — все и так знают, что соль растворяется. Интересный проект можно сделать, если заменить соль на конфеты M&M’S (которые, как известно из слогана, тают во рту, а не в руках). Для опыта достаточно несколько конфет, лучше разного цвета, и блюдце или чашка Петри с водой. Дальше всё происходит быстро и на глазах.
Собственно, проектом этот нехитрый опыт делает умение наблюдать, отмечать факты и фиксировать увиденное, ибо именно с наблюдений и фактов начинается любое научное исследование. Оказывается, что события развиваются нетривиально. Зафиксировать и объяснить всё увиденное — задача непростая даже для старшеклассников. Проведение эксперимента с плавающими буквами довольно круто, но пока это не научный проект. Вы можете создать научный проект, указав переменную или что-то, что изменяется в этом эксперименте. Давайте посмотрим на некоторые параметры переменных, которые могут работать:Как все изменится, если вы используете горячую или холодную воду вместо воды комнатной температуры?Что произойдет, если вы используете другие жидкости, такие как дистиллированная вода, растительное масло, сода, соленая вода, молоко или соки? Это всего лишь одна идея, но вы не ограничены этим! Попробуйте придумать разные идеи переменных и попробовать их. Помните, вы можете изменить только одну вещь за один раз. Если вы проверяете температуру воды, убедитесь, что другие факторы остаются такими же! Идея отсюда: Candy Science — Floating Letters
Убегающие молоко и кофе
Почему при закипании молоко и кофе «убегают», а вода в чайнике и бульон — нет? Попробуйте составить общее правило, позволяющее предсказать, какие водные растворы и взвеси будут убегать, а какие — нет. По возможности проверьте экспериментально.
Модель строения Земли
Задание: сделать модель строения Земли (можно и кулинарную, съедобную). Основное требование — чтобы была показана не только относительная толщина, но и свойства (плотность, структура или агрегатное состояние) разных слоев. Рецепт приготовления.
Ярусность (тропического) леса
Замечательный способ показать ярусы дождевого тропического леса — в виде отдельных ящиков (коробок) со стволами и листвой деревьев и рассаженными игрушечными животными. Можно заменить тропический лес лиственным лесом умеренного пояса, получится не менее интересно и красиво.
Ученики постарше могли бы показать и трофические (топические, форические, фабрические) связи в экосистеме.
6 класс
Поверхность листа: реплики
Простая методика получения отпечатков поверхности листа, которую можно использовать в проектных заданиях по сравнению количества и формы устьиц разных листьев, хвои и т.п. Берется лист растения, наносится тонкий слой прозрачного лака для ногтей, 5-7 минут лак сохнет, после чего к лаковой реплике приклеивается кусок липкой ленты; так реплику отрываем от листа и рассматриваем под микроскопом.
Годичные кольца
Поперечный спил дерева как идея для исследовательского задания: на реальном спиле отметить отдельные года (в добавление к традиционному заданию — описать погодные условия, режимы затенения и др. по годичным кольцам).
Эффект лотоса, или Самоочищение листьев
Возьмите листья разных растений: настурции , лотоса , бука обыкновенного , капусты , тюльпанов ( магнолии крупноцветковой и других). Для опытов понадобятся мед или силиконовый клей, пипетка или ложка; а также молотый красный перец, корица или карри для изображения грязи на листьях. Разместите листья на расположенной под углом поверхности, нанесите на них немного «грязи», а потом капните медом или клеем. Листья каких растений будут самоочищаться, а капли с них — скатываться? Где человек использует эффект лотоса и в чем он состоит?
7 класс
Сравнительное исследование эффективности кормушек
Большой групповой проект по изучению поведения птиц и сравнению эффективности кормушек разных типов. Это практически идеальный проект, так как в нем может быть довольно много гипотез, придется очень хорошо продумать методы стандартизации эксперимента, организовать сбор сырых данных, определять представителей, а потом обработать результаты и эффектно представить, с правильно подобранными диаграммами для разных зависимостей. (Особенно удобны для работы кормушки из прозрачных материалов, которые можно закрепить прямо на оконном стекле, а в комнате расположить веб-камеру, которая бы фиксировала посетителей нон-стоп . По записи можно посчитать и количество, и видовой состав (а также суточную активность, особенности пищевого поведения и др.).
8 класс
Формула красоты Ландау
Формула, приписываемая небезызвестному академику Ландау: зависимость женской красоты от основных антропометрических параметров. формула, калькулятор в Excel, центили. Интересный вариант работы — посчитать «красоту» детских кукол, например, Барби.
9 класс
Меню из компонентов пищевой цепи
Простой, но вполне увлекательный мини-проект по составлению суточного меню с указанием, какое место в трофических цепях занимает тот или иной объект (автор — Калинина А.В., учитель биологии и экологии ГБОУ СОШ №1133). Например:
ОБЕД
Первое. Суп из продуцентов: овощной суп с перловкой и чесноком.
Второе. Морской консумент II порядка + запеченные продуценты: морской окунь с томатным соусом; запеченная семга с картошкой на углях.
Закуска. Салат из морских продуцентов и консументов: крабовый салат; салат из ламинарии с уксусом и мидиями.
Сдобные изделия. Продуценты + консумент I порядка: пирожки с курицей, мясная кулебяка.
Напиток из редуцентов: кефир; ряженка; напиток чайного гриба; квас.
Статья в журнале «Биология» — «Первое сентября», № 11 (968), 11.2014 – С. 28–29. В пару к меню хорошо пойдет обсуждение «экологического» плаката о несправедливости пищевых цепей человека. Какие ошибки в этом плакате вы нашли?
10-11 класс
Наследственность и изменчивость
Составление родословных (программы для построения родословных — как своих, так и литературных персонажей, например, Гарри Поттера).
«Если люди внезапно исчезнут»
На основе рисунка создайте ленту времени, правильно отражающую изменения на Земле, которую внезапно покинут люди.
Работы обучающихся